Сохранение и укрепление здоровья детей
Усилия работников детского сада сегодня как никогда
направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового
образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический
здоровьесберегающий процесс современного детского сада. В широком смысле слова
это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме
здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического,
психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и
здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в
ДОУ. Это отражено ФГОС ДО и одна из задач которых следующая: «…охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия».
Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними
и внешними факторами. Поданным Всемирной организации здравоохранения, здоровье
- это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с
физическим, психическим и социальным благополучием человека.
Это дает основание
считать вопросы охраны и укрепления здоровья детей приоритетными направлениями
работы дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и
укрепления здоровья детей и всего населения страны.
Вместе с тем, в последнее
время проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей дошкольного
возраста абсолютно здоровых и с нормальным физическим развитием.
Система образования также
несет немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения, так
как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольном
образовательном учреждении.
Работа в дошкольных образовательных учреждениях должна идти
как минимум в трех направлениях:
·
освоению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
·
активное взаимодействие с детьми, с целью формирования
ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;
·
работа с родителями с целью осмысления важности создания
здоровьесберегающих условий в семье.
Все эти направления
объединяет образовательная область «Физическое
развитие», которое подразделяется «Физическая культура» и «Здоровье»
Содержание области предусматривает решение ряда специфических
задач:
– развитие физических
качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение
двигательного опыта у детей;
– формирование у детей
потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вышеперечисленные задачи
призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к
своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура:
физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации
программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям
реализовывать потребность в движении,имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в
ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность
ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и
воспитания.
На прогулке проводиться
индивидуальная работа по физической культуре с целью закрепления основных
движений.
Одной из форм
оздоровительной работы применяемой в дошкольном учреждении является гимнастика
после дневного сна. В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы
закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.
Еще одной формой
оздоровления и укрепления здоровья является дыхательная гимнастика. Дыхание
является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают
специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж
бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную
мускулатуру.
Не мало, важна и
пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее
воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически
активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование
внутренних органов организма.
Пальчиковая гимнастика:
·
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
·
Помогает развивать речь.
·
Повышает работоспособность коры головного мозга.
·
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание,
память, воображение.
·
Снимает тревожность.
Основы здоровье ребёнка
закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для
ребёнка соматическими и нервно-психическими заболеваниями. (А.И. Захаров, О.М.
Дьяченко, Т.В. Лаврентьева и др.). Поэтому решить проблему сохранения здоровья
детей в дошкольном образовательном учреждение возможно лишь при активном
взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия
формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
Мы живем
в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке
стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья
и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую
нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей
и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет
более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально
и духовно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий