Сохранение и укрепление здоровья детей

Сохранение и укрепление здоровья детей

Усилия работников детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический здоровьесберегающий процесс современного детского сада. В широком смысле слова это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено ФГОС ДО и одна из задач которых следующая: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Известно, что здоровье определяется многочисленными вну­тренними и внешними факторами. Поданным Всемирной органи­зации здравоохранения, здоровье - это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психи­ческим и социальным благополучием человека.
Это дает основание считать вопросы охраны и укрепления здо­ровья детей приоритетными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны.
Вместе с тем, в последнее время проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей дошкольного возраста абсолютно здоровых и с нормальным физическим развитием.
Система образования также несет немалую долю ответственно­сти за здоровье подрастающего поколения, так как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольном образовательном учреждении.
Работа в дошкольных образова­тельных учреждениях должна идти как минимум в трех направле­ниях:
·         освоению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
·         активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;
·         работа с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье.
Все эти направления объединяет образовательная область «Физическое развитие», которое подразделяется «Физическая культура» и «Здоровье»
Содержание области предусматривает решение ряда специфических задач:
 развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
 накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
 формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вышеперечисленные задачи призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении,имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
На прогулке проводиться индивидуальная работа по физической культуре с целью закрепления основных движений. 
Одной из форм оздоровительной работы применяемой в дошкольном учреждении является гимнастика после дневного сна. В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. 
Еще одной формой оздоровления и укрепления здоровья является дыхательная гимнастика. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Не мало, важна и пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.
Пальчиковая гимнастика:
·         Способствует овладению навыками мелкой моторики.
·         Помогает развивать речь.
·         Повышает работоспособность коры головного мозга.
·         Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
·         Снимает тревожность.
Основы здоровье ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматиче­скими и нервно-психическими заболеваниями. (А.И. Захаров, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева и др.). Поэтому решить проблему сохранения здоровья детей в дошкольном обра­зовательном учреждение возможно лишь при активном взаимо­действии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.
 Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение  будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий