Особенности развития воображения детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте воображение в основном
является непроизвольным, т.е. у ребёнка отсутствует сознательно поставленная
цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно
взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм,
новая игрушка.
Произвольное
воображение связано у дошкольника с развитием умения создавать замысел и
планировать его достижение.
Умение
планировать свою деятельность в дошкольном возрасте развивается постепенно. У
детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или
продуктивных видов деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование.
План – это цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности.
Дошкольники
среднего возраста способны фантазировать произвольно, заранее до начала
деятельности, планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения
цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. С
возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные
произведения. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении
дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры
детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.
В
3-4 года игра длится 30-40 минут.
На
протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре,
функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки,
роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям
и другое.
В
3-4 года у ребёнка преобладает репродуктивное (воссоздающее) воображение.
С его помощью ребёнок в виде образов механически воспроизводит
впечатления, полученные в результате непосредственного восприятия действительности,
прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов.
Онтогенез
воображения делятся на несколько этапов.
На
первом из них - 2-2,5 года – отчётливо выделяются два типа воображения.
Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребёнок с
помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты –
кормление детей, укладывание их спать, прогулку с ними и т.д. Аффективное
воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном
со страхами детей.
На
втором этапе – в 3-4 года, - уровень творческого воображения детей несколько
снижается. Это, по-видимому, связано с тем, что в этом возрасте ребёнок
нацелен, прежде всего, на усвоение и воспроизведение социальных норм и образцов
деятельности.
В
среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижается частота
возникновения как устойчивых страхов, так и необузданных детских фантазий.
Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.
Познавательное
воображение в этом возрасте связано с бурным развитием ролевой игры, рисования,
конструировании. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как
ребёнок к 3-4 годам нацелен на следование образцам: дети воспроизводят
одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонных графических схем и
т.д.
К
4-5 годам в процесс воображения включается планирование, которое имеет
ступенчатый характер. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет его,
видит результат, а затем планирует будущий шаг.
Описанные
этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого
возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда.
Таким
образом, в 3-4 года развитие воображения идёт по определённому направлению: по
линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребёнок постепенно
начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более
сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается.
В образы переносится личностное отношение, они характеризуются яркостью,
насыщенностью, эмоциональностью.
Особенности развития мышления детей 3-4
лет.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три
основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и
словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания
реального мира, в котором в различных условиях может преобладать то одна, то
другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный интерес в целом
приобретает специфический характер. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
мышление – последовательные ступени интеллектуального развития. А
интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной
деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
Наиболее
ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые
проявления которого у ребёнка можно наблюдать в конце первого - начале второго
года жизни, ещё до овладения им активной речью.
Наглядно-действенное
мышление, осуществляемое путём реального действия с предметами, связано с предметной
деятельностью и направленно на её обслуживание. Оно является первичным и
возникает ещё в раннем возрасте.
В
дошкольном возрасте развитие действенной формы мышления продолжается. Она не
исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который
характеризуется следующими особенностями:
-
у старших дошкольников действенному решению задачи предшествует мысленное её
решение, данное в словесной форме;
-
в связи с этим изменяется и сущность выполняемых ребёнком действий.
Трёхлетним
детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из
высокого сосуда конфету, починить игрушку), но они не видят условий решения
этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер.
Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми. У старших
дошкольников такие пробовательные действия свёртываются, теряют проблемный
характер. Они становятся исполнительными, потому что поставленная задача
решается ребёнком в уме, т.е. словесным путём, до начала действия:
-
в соответствии с происходящими изменениями изменяется и сущность процесса
мышления. Из действенного оно становится словесным, планирующим, критическим,
однако действенная форма мышления не отбрасывается, не отмирает, она остаётся
как бы в резерве, и при столкновении с новыми умственными задачами ребёнок
вновь прибегает к действенному способу их решения.
Эти
изменения в процессе мышления обусловлены, во-первых, расширяющейся практикой
ребёнка всё более полно и многообразно усваивающего опыт взрослых; во-вторых,
нарастающими в соответствии возможностями потребностями ребёнка, побуждающими
его к постановке и решению новых, всё более разнообразных и сложных задач;
в-третьих, возрастающим значением речи.
В
среднем дошкольном возрасте наиболее характерной формой мышления являетсянаглядно-образное
мышление – качественно новая ступень его развития. В этом возрасте
ребёнок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с
предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Сам
факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом
мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и
выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более
полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в
логических, а в фактических связях.
Развитие
наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребёнком
особых средств познания – наглядных моделей, передающих отношения между предметами,
явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной
наглядной пространственной форме. Модели могут быть представлены в виде
изобразительных знаков типа макетов, схем, чертежей, планов, диаграмм и др.
Первым
этапом формирования способности к наглядному моделированию является овладение
ребёнком действием замещения. Замещение – это использование при решении
разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и
явлений, употребление знаков и символов.
Следующим
этапом развития способности к наглядному моделированию является овладение
различными наглядными моделями, где сами предметы обозначены при помощи тех или
иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих
заместителей в пространстве ( в объёме или на плоскости).
Высшие
формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника,
которое приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте
необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например,
А.В. Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует
наглядно-образное, а преждевременно тащить ребёнка на ступень
абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб
общему ходу развития ребёнка.
Образное
мышление включает в себя три мыслительных процесса: создание образа,
оперирование им и ориентацию в пространстве ( как видимом, так и воображаемом).
Все эти три процесса имеют общий фундамент, зависящий не столько от вида и
содержания деятельности (рисования, решения мыслительный задач, отгадывания
загадок и т.д.), сколько от типа визуальных отношений, которые выделяются
человеком при работе с образом или наглядным объектом.
Во
всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие,
как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, сериация.
Первые
мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у
ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий,
проявляющихся у ребёнка в раннем детстве.
Сериация
(транзитивность) – это отношения между объектами,
упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Каждый элемент,
включённый в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним
элементам: выраженность в нём варьируемого параметра одновременно больше, чем в
одном из них, и меньше, чем в другом.
Классификация –
это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал,
сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие
признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по
группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – названии группы –
общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции,
как соотнесение, обобщение и обозначение.
Абстрагирование –
мысленное выделение какого либо признака или свойства предмета, явления с целью
его более детального изучения.
Логическое
мышление состоит в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении.
Оно может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач.
Среди них выделяются задачи на систематизацию, как максимально способствующие
однозначному проявлению доступного ребёнку уровня логики.
Систематизация –
одновременное построение сериационных рядов и классификационных групп. Задачи
на систематизацию являются наиболее удобными для использования в
диагностических целях, поскольку особенности их решения испытуемыми в
чрезвычайно чёткой и наглядной форме демонстрируют овладение основным качеством
логического мышления – умения выделять и соотносить параметры объектов.
Установлено,
что овладение логическими отношениями занимает существенное место в общем
развитии мышления ребёнка. Дж. Брунер рассматривает установление
логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности. Ж.
Пиаже считает уровень сформирования операций классификация и сериация
центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Таким
образом, на протяжении дошкольного возраста от 3 до 4 лет генезис мышления идёт
в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий