ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений
ФГОС ДО -
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ,
который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать.
Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Чего ждут от
Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
-Обеспечения
безопасности;
-Толерантного
отношения со стороны родителей;
-Снижение
документооборота;
-Больше
доступных образовательных программ;
-обучение
счету и письму должно быть в школе;
- желание
обучаться – курсы ПК
УЧИТЕЛЯ
- ребенок
должен уметь читать и писать печатными буквами;
- послушный
ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
- за раннее
и ускоренное развитие;
- за
образование отвечает государство;
- главное –
здоровье детей;
- кроме
образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем
обусловлена разработка данного документа?
Два
основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об
образовании РФ»;
2)
Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО
основан следующих документах:
1) Конвенция
о правах ребенка;
2) Закон об
образовании РФ;
3)
Конституция РФ.
4)
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об
образовании РФ предусматривает :
1)
доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного
образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это
обязанность государства, для семьи – это право.
2)
Обнародование Стандарта в 2013 году.
3) Введение Стандарта
с 1 января 2014 года;
4) Отмена
положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение
требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги
нового уровня)
6) Законом
предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7)
Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
Родители
включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние
потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО
закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного
дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
Основные
понятия ФГОС ДО:
1) Единство
образовательного пространства:
-обеспечение
единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих
возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных
пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2)
образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в
целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие:
музей, школа и т. д.)
3)
развивающая предметно-пространственная среда;
4)
социальная ситуация развития.
Чем
отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
ФГТ
2 группы
требований:
- к
структуре ООП;
-к условиям
реализации ООП;
-4
направления развития;
- 10
образовательных областей;
80%-
обязательная часть программы;
20% -
вариативная
ФГОС ДО
3 группы
требований
-к структуре
ООП;
-к условиям
реализации ООП;
- к
результатам освоения ООП
5
образовательных областей:
Физическое
развитие
Познавательное
развитие;
Художественно-эстетическое
развитие ;
-социально-коммуникативное
развитие (социально-личностное) ;
-речевое
развитие
60%-
обязательная часть программы;
40% -
вариативная
Нестандартный
«Стандарт»
ФГОС ДО
3 группы
требований
-к структуре
ООП;
-к условиям
реализации ООП;
- к
результатам освоения ООП
В ФГОС
главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная
ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с
окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы -
Стандарт реализован.
Социальная
ситуация развития предполагает три группы требований:
1)
Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2)
Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3)
Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная,
конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие
художественной литературы и фольклор.
Какие же
требования предъявляются к условиям:
1)
Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3)
Материально-технические;
4)
Финансовые;
5) К
предметно-развивающей среде.
Кадровые
условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный
стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка
профессиональной деятельности педагога:
- динамика
развития интегративных качеств педагога;
-
положительное отношение ребенка к детскому саду;
-высокая
степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь
детского сада.
Требования к
результатам освоения программы:
Основной
результат – это социализация детей.
1) Результат
социализации;
2)
Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО
предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные,
метапредметные и личностные) .
Результаты
освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
*
Инициативность
*
Самостоятельность
*
Уверенность в себе
*
Воображение
* Физическое
развитие
* Волевые
усилия
*
Любознательность
* Интерес
ребенка.
Целевые
ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет
оцениваться:
1)
Педагогический процесс;
2) Условия
(социальная ситуация развития) ;
3)
Педагогические кадры.
Естественно,
что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких
ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего
удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только
о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития
ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех
способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть
какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен
именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с
согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к
структуре ООП.
ООП
определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития,
социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.
Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на
1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года
работаем по разработанным ранее программам.
ООП ДОО
разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО
разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная
программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас
перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО
выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
Примерные
ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
Авторы
Примерных ООП должны разработать и представить:
1) Варианты
сетки занятий;
2)
Парциальные программы;
3) Формы
планирования;
4) Режим
дня, жизнедеятельности;
5)
Методическое обеспечение;
6) Учебный
план;
7)
Мониторинг.
Готовность
ДОО к введению ФГОС ДО
1)
Разработана и утверждена ООП ДОО;
2)
Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3)
Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен
перечень парциальных программ;
5)
Разработаны локальные акты;
6)
Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План
методической работы к введению ФГОС ДО;
8)
Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9)
Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий